Село Нижняя Ведуга.
Расположено на р.Нижняя Ведуга в центральной части поселения, в 10км от ж.д. станции Курбатово. Село известно с 1670 г., когда здесь поселились выходцы из Украины. До 1917 г. чаще именовалось Киевкой по имени его основателей. Первая деревянная церковь была построена в конце XVII в. и посвящена Дмитрию Солунскому. В середине XVII в. она была заменена каменной. В 1852 г. возведена новая, Покровская Церковь, в советские годы перестроенная под клуб.
В 1859 г. в селе было 287 дворов, в которых проживало 2826 человек. До 1928 г. село являлось волостным центром. В конце XIX в. в нем было 3700 жителей. В 1900 г. здесь было 4340 жителей, 478 дворов.
Дальнейшее развитие села привело к появлению здесь кредитного товарищества, ряда промышленных и сельскохозяйственных предприятий, для нужд которых в начале XX в. была построена электростанция. В окрестностях села велась добыча мела. В Нижней Ведуге действовали земская больница и школа. В 1910 г. было построено земское народное училище.
В 1914-1915 гг. в доме Болдыревой был устроен частный госпиталь, находившийся в ведении уездного комитета Всероссийского земского союза. В 1914 г. на 12 коек приходилось 10 раненых с фронтов Первой мировой войны. После революции дом Болдыревой был полностью приспособлен под больницу.
В годы Великой Отечественной войны в окрестностях села велись боевые действия. Воинский мемориал 1942-1943 гг. расположен в центре села. Здесь похоронены воины 232-й стрелковой дивизии, погибшие в боях за село в июле 1942 – январе 1943 гг. В 1950 г. на их могиле был установлен обелиск. В 1978 г. на месте Братской могилы был сооружен мемориал.
Поселок Гослесопитомника.
Расположен в западной части поселения.
Хутор Луженки.
Расположен в южной части поселения.
Село Гнилуша.
Село расположено в запанной части поселения по берегам р.Гнилуша. Основано в 1669-70гг. воронежскими служилыми людьми, отпущенными домой из рейтарских полков из под Киева, на левом берегу реки Гнилуша.
В XIX в. Состояла из трех частей: Гнилуша 1-я,2-я и 3-я. В 1859г. В Гнилуше 1-й было 12 дворов и 99 жителей, в Гнилуше2-й – 22 двора и 219 жителей. С востока к селу примыкало владельческое сельцо Новосавиновка, в котором было 11 дворов и 205 жителей. Всего на территории современного села было 45дворов и 523 жителя. В 1860г.в селе Гнилуша была построена деревянная Покровская церковь и Гнилуша получила статус села. К 1900г. части села были объединены в единое село Гнилуша с населением 1430 человек. Здесь было 205 дворов, церковь, общественное здание, школа, 3 маслобойных завода, 2 водяные мельницы, 2 мелочные и 1 винная лавки. В с. Новосавиновке было 24 двора и 135 жителей.
Село Избище (Гончариха).
Село расположено по берегам р.Гончариха, впадающей в р. Гнилуша. Село основано в кон. XVII века при р.Гончариха, в документах упоминается с 1705г. как село с Архангельской церковью. Было населено государственными крестьянами. В 1759г. была встроена новая деревянная Архангельская церковь. На карте межевания Землянского уезда показано как достаточно значительное село, застройка которого вытянута вдоль реки. В 1790г. на месте деревянной в селе была построена каменная церковь Вознесения Господня. В 1940- е гг. церковь была взорвана, однако сохранилась колокольня с двумя боковыми объемами. Колокольню приспособили под храм, а ее боковые объемы под приделы храма. В 1859г. в селе было 365 дворов, в которых проживало 3450 человек.
Село Меловатка.
Расположено вдоль берега р.Меловатка. Основано в кон. XVIII- нач. XIXвв. В 1859г. в селе было 153 двора, в которых проживало 1347 человек. В 1891г. в селе построена кирпичная церковь св.Митрофана в формах эклетики с использованием мотивов классицизма.
Поселок Катино.
Расположен на берегу р.Потаповка. Основан в кон. XVIII- нач. XIXвв. В 1859г. в селе было 11 дворов, в которых проживало 144 человека. В 1900г. здесь было 210 жителей, 28 дворов.
Село Никольское.
Расположено при р.Ольшанка в месте впадения в нее р.Потаповка. Основано в сер.XVIIIв. В 1859 г. в селе было 27 дворов, в которых проживало 326 человек. В 1900г. здесь было 1105 жителей, 157 дворов.
Глава 1. История села Нижняя Ведуга.
В середине 17-го века, после воссоединения России и Украины, был создан Киевский гренадерский полк. Солдаты несли тяжелую службу. Документ того времени гласит: «В прошлых де годах были они на службе великого Государя в Киеве с бояры его и воеводы 17 лет бессменно, и будучи они на государевой службе, многие ранены и в полону были и всякую нужду терпели». За 17 лет постарели солдаты, многие от болезней и ран не могли исправно нести службу. В документе говорится: «Из Киева они отпущены к Москве, а с Москвы они отпущены к отцам своим и братьям и за ними де поместий и вотчин никаких нет». На старых местах жительства выросли новые семьи родственников и на прежней земле солдат сидели братья-племянники. А надо было бы жить.
И тогда солдаты нашли свободные земли на речке Ведуга. Прибыли они в город Землянск, и съезжую избу и обратились к землянскому воеводе Тимофею Чевкину с челобитной на имя царя и просили об одном: "Чтобы им в той земле поселитца". Разрешение на поселение дали. Солдаты поставили дома в Землянском уезде на диком поле, в урочищах от воронежского чертежу, на Минин Колодезь, вверх по речке Ведуга до речки до Гнилуши по левую сторону. Так возникло село Нижняя Ведуга, которое имеет еще и неофициальное наименование Киевка, в память о службе поселенцев в Киеве. Разрешение на поселение дано 30-го апреля 1670 года. С тех пор и существует это село на речке Ведуга, от которой оно получило свое имя. А нижним оно называется потому, что поблизости уже было еще более раннее поселение Ведуга, ставшее теперь Старой Ведугой.
Но по поводу названия Нижней Ведуги и речки, на которой она стоит, существует другое мнение: некоторые краеведы говорят, что гренадеры киевского полка поселились там, где нынче стоит старая Ведуга и назвали село Нижней Ведугой, ибо оно стоит на нижем течении реки Ведуга, недалеко от ее впадения в Дон. Затем около 20-ти дворов переселились на южные от села земли, так как земля на первом поселении хуже - близко Дон. А по берегам больших рек земли супесчаные на несколько километров от воды. Вот и перебрались на жирный чернозем люди, назвав свое село по имени первого поселения Нижняя Ведуга, а прежняя Нижняя Ведуга стала зваться старой Ведугой. Такое явление весьма правдоподобно, ибо при переселении у людей остается тяга к прежнему месту обитания, и они эту тягу приглушают старым именем нового места. Эмигранты из России в Америке называли свои новые поселения Москвой. Таких мест в штатах много. Есть и более близкий пример: в Таловском районе Воронежской области есть поселок Нижняя Ведуга основанный в середине 20-х годов выходцами из Нижней Ведуги. Много и других подобных примеров в нашей области. И по поводу речки те же краеведы говорят что река, на которой стоит современная Нижняя Ведуга, не Ведуга, а Сухая Гнилуша, которая сливается на северной окраине села с Мокрой Гнилушей, приходящей с запада из соседнего села Гнилуша.
Объединенные воды Гнилуш впадают в речку Ведуга, которая пополняет воды Дона и на которой стоит село Старая Ведуга. И еще довод: будь село Старая Ведуга просто Ведуга, переселенцы назвали бы свое село Новой Ведугой, так как причин назвать свое село Нижней Ведугой у них не было.
Какое из этих утверждений верное, нам так и не удалось установить. Но старожилы села придерживаются первой версии с ласковым названием Киевка, согласимся и мы с ними.
Вначале Нижняя Ведуга была маленьким сельцом. Постепенно оно росло, появилась надобность в церкви, которую и поставили в 1760 году. Была она деревянной, поэтому постоянно горела, а жители на собственные средства, да и леса вокруг было достаточно, ставили новую.
Село росло не только за счет служивых людей Киевского гренадерского полка, но и за счет переселенцев из Тулы и ее окрестностей, о чем говорят сходные фамилии туляков и нижневедугцев: Турбины, Иноземцевы, Яньшины. Нижняя Ведуга росла с севера в южную сторону, где были свободные черноземные угодья. На богатые земли садились и помещики, образуя небольшие хутора, на которых обитали их крепостные крестьяне. Брали эту землю и свободные - государственные - землепашцы. Так возникли хутора Старая Савинкова и Новая Савинкова из крепостных крестьян помещика Савина. Возникают хутор Чугуевка и сельцо Яновка. Недалеко от Яновки - земли помещика Болдырева. Это в северной части Нижней Ведуги. В ее южной части садятся на землю еще два Болдырева, братья северного помещика. В южной части села получают землю помещики Русанов и Пушкарников.
Село разрастается, в нем строится добротная кирпичная церковь с колокольней. Церковь посвящена Святому Дмитрию Салунскому, греческому воину и первопоклоннику Христа, казненному за приверженность христианству. Окончание строительства и освещение новой церкви было в 1807 году, 8-го ноября, в день рождения Дмитрия Салунского. Этот день стал престольным праздником Нижней Ведуги. Он назывался Митрев день. А церковь назвали Богородицкой. Под звон ее двестипудового колокола летом 1812 года из села под Москву уходило несколько десятков ратников в народное ополчение для битвы с французами.
Село продолжает расти. С его южной стороны возникают приселки Бударовка, Викторока, возникшие на правом берегу речки. Вдоль южного лога села появляются хутора Козловка, Турищевка, Русановка. В северо-западной части - Кутыловка, Мамшевка, Прибытовка. В северной части - Кочетовка, Чибисовка, Кочки, хутор Завальских, приселки - Самоволка, Длинники. В середине 19-го века, перед отменой крепостного права село становится Волостным центром Землянского уезда. В волость вошли соседние села Старая Ведуга, Избиша, Гнилуша. В 1891 году за счет земства строится шоссейная дорога Курбатово - Землянск. Ежегодно проводились две ярмарки. В 1909 году в селе открыта метеорологическая станция. В 1913 году Земство построило в Нижней Ведуге из добротного красного кирпича школу с четырьмя классами, двумя учительскими комнатами и двумя квартирами для учителей.
Советская власть в селе установлена в декабре 1917 года, когда сразу был организован Сельский совет. Первым его председателем был Давыдов, местный крестьянин - активист. В годы гражданской войны село было в эпицентре классовой борьбы, в селе был организован Волостной революционный комитет, в 1919 году его председателем стал С.М.Ключников, в декабре того же года его сменил Митрофан Прокофьевич Щеголеватых. Под его руководством была создана следственная комиссия по выявлению крестьян, помогающих белогвардейцам. В конце декабря 1919 года Волревком был реорганизован и 5 - го января 1920 года на первом волостном съезде Советов был создан Нижневедугский Исполком во главе со Степаном Филипповичем Яньшиным, жителем Н. Ведуги. В январе 1921 года из Землянска «в порядке боевого приказа» было рекомендовано составить списки лиц антисоветского направления по следующим категориям: 1-я - паразитические элементы: духовенство, спекулянты, живущие на нетрудовые доходы; 2-я - кулацко-эксплуататорский элемент; 3-я - неблагонадежные в политическом отношении. В Нижней Ведуге к 1-ой категории были отнесены священники Василий Иванович Гуров с женой, Тихон Иванович Карманов с женой, псаломщик И. Патрицкий и дьякон В. И. Попов. Ко 2-ой - помещик Иван Алексеевич Болдырев с женой, к 3-ей - все сельские жандармы и урядники в количестве семи человек. Эти списки послужили основой для дальнейшей борьбы с инакомыслием.
А летом 1920 года в Волость пришел документ, обязывающий верующих взять под свой контроль деятельность церкви. В мае 1922 - го года из нее было изъято 34 фунта и 16 золотников серебра и золота для помощи голодающим губерниям Поволжья.
После 1920 года село росло в северном направлении. На бывших барских землях образовались поселки Чибисовка, Самоволка, Кутылока.
В 1926 - ом году в селе был 901 двор и проживало 4356 жителей.
Первый колхоз «Нива» - 22 хозяйства, 85 человек, 151 гектар земли - возник в 1928 году. Затем в начале 30-х годов в селе было образованно еще 6 коллективных хозяйств, вобравших в себя 1700 крестьянских дворов. Вот имена колхозов: «Красный партизан», «имени Тельмана», «имени Марти», «имени Розы Люксембург», «имени Кагановича», «Красный боец».
Трудодень до Отечественной войны в колхозах Нижней Ведуги не был обильным, поэтому начался отток крестьян в ближней Воронеж, а также на шахты Донбасса, ребята школьного возраста подавались в ремесленные училища и ФЗО, организованные в Союзе незадолго до Отечественной войны.
За счет разукрупнения Землянского района в 1934 году в Нижней Ведуге был образован центр нового Ведугского района, вобравшего в себя 9 сел: Старая Ведуга (с двумя сельсоветами), Избища, Гнилуша, Кондрашовка, Меловатка, Ольшанка, Старая Ольшанка, Стадница, Нижняя Ведуга. В новом райцентре построено два двухэтажных дома, в коих разместились Райком партии, Райисполком, Военкомат и редакция районной газеты «Знамя Ленина». После организации райцентра сельская Богородицкая церковь была закрыта и разобрана, из ее кирпича и кирпича ее ограды, построен клуб, занявший место храма не только физическое, но и в душах селян.
В июне 1941 года, когда фашистская Германия напала на СССР, сотни молодых мужчин села были призваны в Красную армию. 4 июля 1942 года село оккупировали немцы, оно стало прифронтовым рубежом боев за Воронеж. 29 января 1943 года его освободили войска Воронежского фронта. С полей сражений не вернулись многие односельчане. В память о погибших в центре села высится памятник. Однако, не все павшие означены на нем. Силами учащихся школы, прихожан сельского молельного дома, отца Евгения к 65-летию Великой Победы, накануне дня Победы на памятнике были установлены дополнительные мемориальные плиты, на которых увековечены имена солдат, погибших при освобождении села и односельчан, не вошедших в первый список.
По указу Президиума ВС РСФСР от 4-го марта 1959 года произошло укрупнение районов. Ведугский район, также как и Землянский, упразднен, он вошел в состав Семилукского района. В том же 1959 году все колхозы села объединились в единое коллективное хозяйство «Ведуга». Председателем нового колхоза стал Болдырев Яков Степанович. В феврале 1963 года его сменил Марчуков Алексей Васильевич, получивший высокое звание Героя Социалистического труда в апреле 1971 года. Количество крестьянских дворов к этому времени в селе значительно уменьшилось, брошенные дома разваливались, усадьбы зарастали дикой травой. Не стало некоторых хуторов и приселков.
Однако, несмотря на отток жителей села в города, оставшиеся в нем крестьяне доказывали свою преданность родной земле своим активным трудом.
Дворов в колхозе - 640, население - 1770 человек. Посевных площадей - 6370 га, пастбищ - 670 га, животноводческих ферм - 9 шт., на них - 2340 голов крупного
рогатого скота, 4780 голов свиней, 1880 голов овец. В колхозе 77 тракторов, 15 автомашин, 102 лошади, 250 действующих электромоторов. Урожайность зерновых до 38 центнеров с гектара, от коров надаивается в среднем по 3350 литров молока в год. За пять лет колхоз должен был продать государству 102000 центнеров хлеба, продано - 184000 центнеров. Выполнен заказ пищевиков на свеклу и подсолнух. Камвольным комбинатам сдано 387 центнеров овечьей шерсти, вместо 306. Сдано 21,3 тысяч центнеров мяса, 87,8 тысяч центнеров молока.
В передовиках колхозного труда были Матрена Семеновна Завальских, Прасковья Ипполитовна Воищева, ветфельдшер Нина Ивановна Воищева, выпускница Воронежского СХИ Екатерина Васильевна Чернышева. Колхоз «Ведуга» стал знаменитым хозяйством не только в области, но и в Союзе. Он участник ВДНХ, был примером рационального полеводства и садоводства.
Глава 2. О людях, ремеслах и духовной жизни села
В прошлом, 19 веке, село мало зависело от города. Только железо для кузнецы да каменный уголь приобретали в городе. Остальное - пищу, одежду, обувь, жилье и хозяйственные строения - растили и делали сами крестьяне.
Жил в селе у нас замечательный человек - Нестор Яковлевич Яньшин, который был мастером по строительству меловых изб. Ловко мастерил он и дверные полотна, и оконные переплеты. Рубил он и деревянные избы, а мастерски крыл их соломой другой мастер, Михаил Иваньшин по прозвищу Пиньжак.
На приусадебных участках сажали картофель, кормовую и столовую свеклу, редьку, брюкву, лук, капусту, морковь, подсолнухи. На бахчах зрели помидоры, огурцы, дыни, тыквы, петрушка, укроп, горький (красный) струч. Разведение садов было всегда в селе доброй традицией. Они занимали значительную часть усадьбы. В них зрели вишни, сливы, крыжовник, груши, яблоки.
Занимались мужчины в селе и пчеловодством, правда, очень немногие.
Была в селе и духовная жизнь. Кроме церкви было много занятий для крестьянской души. Молодежь собиралась на «улицу», где парни играли на гармошках, сделанных собственноручно, или на самодельных балалайках. Девчата плясали «матаню» или пели страдания. Было развито в Ведуге и устное творчество. Сказки сказывали дед Никанор и бабушка Гриппа. А бабушка Просянка - Прасковья Яковлевна - раскулаченная и жившая с дедушкой Ваней у нас в селе, читала моей теперь прабабушке длинную поэму о детях, ждущих приезда тяти из города с гостинцами. Она запомнила поэму, слушая, как ее старший сын Коля, ходивший в школу, заучивал ее наизусть. Поразительная была память у наших бабушек и дедушек.
В ходу были игры. А зимой катались на санках.
С приходом советской власти многое изменилось. В клубе стали показывать кино, в субботу проводилась дискотека. Был создан фольклорный хор, а также был вокально-инструментальный ансамбль с самыми современными инструментами. Финансировал развитие музыкального творчества на селе, конечно же, колхоз. Девушки и женщины с русскими народными песнями ездили выступать не только в Семилуки, Воронеж, но и в Москву.
Появилась в селе собственная библиотека с богатейшим фондом художественной и научной литературы.
Многие односельчане-колхозники побывали на выставке ВДНХ в Москве, а передовики – ещё и в Чехословакии, откуда и к нам потом приезжала делегация.
В настоящее время культурным центром на селе является школа, в которой работают кружки разных направлений, на базе сельского клуба создан военно-патриотический клуб «Поиск» и фольклорный ансамбль.
Глава 3. Этнографические и топонимические характеристики села
Нижняя Ведуга село чисто русское. Есть в селе два клана с уличными прозваниями, располагающими к предположению их неславянских корней. Это Турбины, по уличному Туркины. Все в их роду брюнеты с черными глазами и горбоносы. Второй клан Воищевы, тоже брюнеты и черноглазы. Их уличное прозвище - хранцузовы, то есть французовы (старшее поколение моих односельчан звук «ф» не привыкло произносить). Возможно Воищевы-Французовы - это потомки пленного наполеоновского француза, который не пожелал вернуться на историческую родину. Никто в селе не знает истории возникновения уличных прозвищ Туркиных и Хранцузовых да и мало кто этим интересовался.
Самая распространенная фамилия в Нижней Ведуге - Турбин, с ударением на первом слоге. Затем идут Яньшины, Чернышевы, Иваньшины, Киселевы, Сеченых, Щеголеватых, Крутских, Погорельских, Завальских, Столповских, Полянских, так называемые сибирские несклоняемые по падежам фамилии. Очень мало дворов с фамилиями Малахов, Юрьев, Ефанов, Давыдов, Буряков, Кривочуров, Белозеров, Плаксин, Повельев, Попов.
Самым распространенным мужским именем в селе являлся Иван. Мы как-то подсчитали Иванов Нижней Ведуги. Набралось их около двух с половиной сотен.
Довоенные жители приселка Прибытовка своим говором резко отличались от прочих ведугцев, они выделились оканьем, прибыв, видимо, с северных краев России. Отсюда и название Прибытовка.
Прочие селяне сильно акали и якали.
Довоенные старики село называли Кеевка. Жители соседних сел зовут ведугчан «кеевские».
В селе в основном две улицы, идущие с севера на юг вдоль речки. Одна улица более главная, проложенная по левому берегу речки, вторая - по правому берегу. Средина каждой улицы - проезжая часть, по обеим сторонам перед домами - пешеходные стежки. Есть и проулки. Они ведут к домам, стоящим вне основного порядка села, а на отшибе или по берегам сухих ложков, по которым вешние и дождевые воды стекают в реку. Часто в селе говорят не улица, а порядок, особенно если имеется в виду часть улицы: «У нас на порядке - тихо, хорошо, а у вас шум от тракторов, машин». До революции улицы не именовались, говорилось так: «Он живет на Вихторовке» или «Кум приходи на красную горку к нам на Мамшевку». В послевоенные годы улицам и проулкам дали имена: Садовая, Восточная, Тельмана.
Местных названий в селе немало, происходящих от имен или фамилий ведугских предприимчивых людей. Так, например, в южной части села есть Левочкин мост, соединяющий берега речки и открывающий путь на Кузиху. Рядом с мостом стоят четыре двора Иваньшиных, по уличному прозванию они значатся Левочкины. Имя это и мост получил. А на самом южном краю села, там, где начинается Козловка, есть Петруньков мост, поставленный над суходолом. Имя свое мост получил по деду Петруньку, жившему в ста метрах от него. Деда давно нет в живых, а имя его осталось. моста.
На восточном высоком берегу речки Ведуга в меловых карьерах с давних пор жители села добывали мел. Это место называют меловые горы. Они протянулись по правому берегу на десятки километров вплоть до самого Дона, куда впадает Ведуга. Одно из соседних сел получило название от этого минерала - Меловатка.
Интересно геологическое явление в пределах Нижней Ведуги. В полукилометре от меловых залежей у правого берега реки есть самая большая в селе Ерохина круча, то есть крутой берег реки с обнаженной земной корой: полметра чернозема, покрытого сверху травой, затем полутораметровый слой глины, затем до самой воды разноцветные и разновеликие песчаные слои - верхний коричневый крупнозернистый, а у воды - мелкий белого цвета. И никаких признаков мела, хотя его плита рядом. Воронежские геологи объясняют это тем, что миллионы лет назад там, где меловой пласт, было дно моря, а там, где круча с песком - был морской берег. Трудно в это поверить, но это было именно так, потому что мел - это скелеты морских животных, устилавших когда - то дно морское после своей кончины. И уплотненные временем и водой до того, что выдерживали, уложенные в стены хат, давление потолков и крыш. И сколько ж надо было миллионов лет, чтобы морю образовать толстющий слой белого камня, а затем отступить, чтоб еще через толщу времени дать место славянскому селу, в котором родился человек, ломающий над этим голову. Дивное явление время ...
Вокруг Нижней Ведуги много лиственных лесов. Самый большой и богатый травами лес - Закленское.